Сделать грузоперевозки эффективными — практическая логистика

Сделать грузоперевозки эффективными — практическая логистика

Некоторые компании оценивают уровень организации работы в департаменте, сравнивая собственные показатели с данными наиболее успешных в этой сфере компаний. К тому же предприятия зачастую верят тезису следующего содержания: советский союз и логистика — понятия, несводимые вместе, а все успешное и эффективное в этой области следует искать исключительно на Западе. В качестве ориентира берут долю расходов логистики в общем объеме издержек предприятия.

Чаще всего оказывается, что Россия якобы неэффективно распределяет ресурсы и понятия не имеет о том, что такое выверенная и рациональная политика в отношении операций сферы логистики. Попробуем объяснить, почему данное утверждение является ошибочным.

Логистические затраты содержат также и затраты на грузоперевозку (например, контейнерные перевозки по СНГ и России). Здесь же прослеживается прямая взаимосвязь с расстоянием. Соответственно сравнение долей издержек в этой области нецелесообразно: расстояния в Европе и России — две большие разницы. Поэтому от данного сравнения целесообразно воздержаться. В связи с этим кажущуюся идеалом систему JIT в российских реалиях просто невозможно заставить функционировать так же, как и в Европе, — абсолютно без перебоев. Ведь расстояния ощутимее, риск возникновения непредвиденных остановок или каких-либо проблем гораздо выше. К слову, Штаты и Великобритания продемонстрируют также различный уровень затрат при одинаковом развитии логистической сферы — на это также влияет расстояние.

К тому же большой километраж между пунктами доставки грузов, значительная общая длина маршрута вызывает потребность большого страхового запаса, что не может не сказать на величине издержек. Тут можно вспомнить Генри Форда: он стремился к освобождению от ненужного на производствах, однако запасы из-за некачественного транспорта ликвидировать не мог себе позволить. Сегодня транспортные услуги имеют всевозрастающее качество, однако расстояния никуда не делись и по-прежнему оказывают значительное влияние на распределение ресурсов компаний.

Доля издержек также зависит от производимого продукта — ювелирам понадобится меньше средств для транспортировки украшений, чем производителям стройматериалов для транспортировки соответствующего товара при помощи морских перевозок.

В связи с этим следует соблюдать сдержанность в выводах касательно сферы логистики, в частности уровня ее развития и анализа этого уровня на основании величины издержек и процентных соотношений.